Все крепче становятся коллективные, безличные оковы, порождённые полным отсутствием самодостаточности у мятежного рода рабов.
(Ю. Эвола)

Бессмысленные эстрадные песни

В последнее время (точнее сказать уже довольно долгое время) современную эстраду захватывает волна «песен без смысла» (альтернативный термин в театральном жанре «театр абсурда«). Многие утверждают, что в песнях главное — музыка, поэтому совершенно не важно о чём в песнях поётся, главное чтобы была рифма… Основным аргументом в пользу этого является то, что часто мы слушаем музыку на языке, которого не понимаем. Так, у нас популярна англоязычная, итальянская, французская музыка, но не каждый владеет всеми этими языками или пытается понять смысл прослушиваемых песен. Более того, песням на русском языке, в которых много абстрактных выражений (например, в песнях небезызвестного Бориса Гребенщикова), многие пытаются давать трактовки, аналогично трактовкам, например, предсказаний Нострадамуса, написанных в том же абстрактном стиле.
Всё это имеет смысл. Однако есть у этого дела и сомнительные аспекты. Их я и хочу затронуть.

Если «Центурии» Миши, мы читаем изредка, то песни с абстрактным смыслом мы можем слушать каждый день часами. В каком-то смысле это становится похожим на чтение (повторение) молитв или пение псалмов монахами монастырей. Более того, создатели такой музыки фактически подтверждают это! Например, одна из песен Б.Г. называется «Псалом 151».
Считается, что пение псалмов очищает душу, приобщает человека к божественному. Наверное, это так и есть, однако мы говорим не о религиозных стихах, а о песнях авторов, которые берут свои слова из собственной головы… вполне возможно, не всегда трезвой!
Песня, в которой есть смысл, проходит на уровне нашего сознания, воспринимается и понимается нами. Такие песни, например, были у Высоцкого. Смысл этих песен, порою весьма многослойный и непрямолинейный, был первостепенным и воздействует на людей и в наше время. Смысл «песен абсурда» воспринимается нами неосознанно, минуя сознательный уровень восприятия, поэтому затрагивает глубины, не всегда доступные для нашего понимания.
Какая программа заложена в этом абсурде? Что пытается донести нам автор песен? Как наше подсознание воспримет многократное воспроизведение и восприятие этих последовательностей абстрактных фраз, лишённых смысла? Всё это неясно. Возможно, это не так полезно, как кажется?
Если вы доверяете автору песни работать с вашим подсознанием, значит вы утверждаете, что он — Гений или Святой. Подумайте об этом, когда будете слушать очередной «Псалом» от Велерия Меладзе…

А пока сравниваем, слушаем, смотрим…
Высоцкий, песня "Микрофон"
Меладзе, "Параллельные"

Comments are disabled for this post